Молдову ожидает новое регламентирование рынка нефтепродуктов

Среда, 10 Октября 2012

В конце сентября премьер-министр Владимир Филат высказался за более жесткое регулирование этого сегмента для исключения необоснованного роста цен на топливо. А через неделю, правительство по предложению Минэкономики, принимает изменения к закону о рынке нефтепродуктов. В частности, поправки отменяют барьеры для импорта нефтепродуктов, устанавливается новая методология расчета розничных цен, и всем компаниям разрешен импорт топлива для собственного потребления. В итоге, как отмечает министр экономики Валерий Лазэр, это приведет к повышению конкуренции и снижению цен на топливо.

Данные изменения в закон не поддержало только Национальное агентство по регулированию в энергетике. По мнению главы ведомства Виктора Парликова, действующее законодательство предоставляет достаточные рычаги для улучшения регулирования рынка нефтепродуктов, надо лишь эффективно их применять.
Операторы рынка, конечно же, понимают, какие тенденции наметились в правилах игры, и пытаются донести до правительства свою точку зрения.
Свой взгляд на ситуацию высказал генеральный директор компании LUKOIL-Moldova Фейруз Исаев.

- Сразу оговорюсь: мы поддерживаем желание правительства регламентировать ценообразование, - это позволит снять много вопросов и претензий к нам. Ведь каждый раз, когда цены на нефтепродукты меняются, в стране начинаются активные дискуссии по данному вопросу. Поэтому важно, чтобы новый документ поставил в этом вопросе точку.

Я за то, чтобы правительство установило более четкие регуляторные рамки в нашем бизнесе, но правила должны быть объективными: устраивать и правительство, и потребителей, и нас, операторов рынка.

А как Вы объясните тот факт, что цены на автозаправочных станциях, прежде всего по пяти основным операторам, меняются всеми участниками рынка почти одновременно, к тому же цена у всех практически одна и та же?

Прежде всего, импортеры приобретают нефтепродукты, в общем-то, на одних и тех же условиях. Когда поднимается закупочная цена, мы вынуждены поднимать цену на заправках. А если три крупных оператора поднимут цену, а двое – нет, то за один-два дня у них сметут все топливо, а закупать надо уже по новым ценам, – так работать невозможно. И никакого сговора тут нет.

Премьер-министр не так давно заявил, что цены на дизтопливо выросли сразу же, как только появилась информация о выделении государственной помощи сельхозпроизводителям….

В Молдове для роста цен есть всего две причины: или мировые цены поднимаются, или девальвируется национальная валюта. Сегодня любой чиновник имеет возможность просчитать ценообразование на рынке нефтепродуктов: мировая цена плюс транспортные расходы, плюс акцизы и минимальная рентабельность.

А сельхозпроизводителей мы наоборот, поддерживаем: сегодня их основная масса покупает у нас топливо с отсрочкой платежа на 1-2 мес. То есть мы сами берем кредитные ресурсы, а топливо отдаем с отсрочкой платежа.

Правительство говорит о дальнейшей либерализации рынка, - отменяет требования, применяемые к импортерам по наличию складов и уставному капиталу в размере 8 млн. леев. Тем самым предполагается наполнить рынок более мелкими импортерами, которые, возможно, будут влиять на цену, ее снижение.

Это все уже было, в Молдове мы это проходили. И результата, которое ожидает правительство, вряд ли удастся достичь. Ведь для того, чтобы импортировать нефтепродукты, нужно иметь большие оборотные средства. Если бы у мелких операторов была возможность импортировать, они нашли бы и склады, и уставный капитал, и сами бы завозили. И там так было бы лучше, поскольку при наличии большого количества импортеров, никто не возлагал бы на нас ответственность за формирование цены. Но проблема возникнет у правительства, которому трудно будет контролировать мелких импортеров, особенно когда речь идет об импорте нефтепродуктов для собственных нужд.

А сколько нужно оборотных средств, скажем, для обеспечения одной заправки?
Если считать, что на заправке надо иметь минимум 100 тонн топлива, в обороте должно быть $100-150 тыс.

В правительстве считают, что некоторые операторы всю прибыль оставляют в посреднических оффшорных компаниях. И вроде можно было бы закрыть глаза на нынешнее ценообразование, но при этом добавленная стоимость должна оставаться не в оффшорах, а в Молдове. С нее бы и платились налоги…

Все наши поставки идут по прямому контракту с заводов LUKOIL-а, никаких оффшорных схем у нас нет. Но если кто-то и завозит через свою оффшорную компанию, если кому-то так удобно, – цена все равно остается рыночной, она не может быть завышена. Это можно контролировать по таможенным декларациям.

Ваши оппоненты утверждают, что в Молдове доля налогов в цене на нефтепродукты существенно ниже, чем в странах Евросоюза, а цена для конечного потребителя приближается к европейской...

Мы делали аналогичные расчеты: цена на топливо в Молдове, «очищенная» от налогов, выходит на $30-40 (на тонну) ниже, чем в Европе: это и отражается на цене, которая в нашей стране ниже европейской.

Сравнивая нас с Европой, в Молдове есть другая, гораздо более серьезная проблема: плотность заправок у нас в три раза выше, чем там. И если построить заправку у нас и, скажем в Венгрии, инвестиции – те же (600-900 тыс. евро), а обороты по заправкам в Молдове в 5-6 раз ниже, чем в Европе. По нашим расчетам, средняя реализация нефтепродуктов на одной АЗС в Молдове – 1,9 тонн в день, в Европе – это 10-12 тонн. Чем больше продает заправка, тем меньшую маржу она может себе позволить и, следовательно, отпускную цену топлива.

Так может, необходимо уменьшить число заправок в стране?..
Бесполезно. Тенденция как раз обратная. Только в 2011 году в стране было построено 67 новых заправок – это 10%-й рост количества АЗС, число которых достигает сегодня 680. Еще 15 новых АЗС строится и будут открыты в будущем году, и еще 15-20 запланированы к открытию через год. При этом объем продаж нефтепродуктов вырос в прошлом году всего на 1,9%; а ожидаемый рост в этом году – лишь 1,2%.

На всех заправках LUKOIL по стране устанавливается всегда одна цена. В других странах, например, ближе к столице цена может быть выше, в провинции – ниже. У нас это не применяется, не интересно?

Интересно. У нас есть опыт работы, когда, например, в субботу-воскресенье цена ниже, т.к. это не самые активные дни; есть опыт, когда ночью, после полуночи, цена снижается. Сейчас мы прорабатываем пилотный проект «холодной» заправки, где не будет оператора: меньше затрат на содержание станции, - ниже цена на топливо...
И, раз мы затронули цену, сегодня есть гораздо более серьезная проблема. Дело в том, что операторы на панно указывают одну цену, а когда клиент подъезжает к колонке, ему предоставляется скидка в 0,6 лея. Это произошло потому, что одна компания получила от правительства льготы, и дает эту скрытую скидку, - мы вынуждены следовать ее примеру. Сегодня 85% наших продаж – это реализация со скидкой в 0,4-0,6 лея. Если завтра за подобные скидки – за разницу цены на панно и у колонки – будут введены штрафные санкции для всех операторов, цена на панно снизится, соответственно, на 0,4-0,6 лея за литр.

А как же разница в объемах покупки: 100 литров или тонна? Разве такой клиент не может претендовать на скидки или бонусы?

Мы их предоставляем. Но одно дело, когда клиент покупает талоны со скидкой (ее размер зависит от объема закупки), другое – когда прямо на заправке он покупает топливо со скидкой, т.е. ниже чем указано на панно. Получается, что мы обманываем потребителя – показываем одну цену, а продаем по другой. Мы предлагаем правительству ввести наказание за подобные действия, тогда все бы убрали эту скидку, и цена бы сразу снизилась.

Кстати, о талонах. Два года назад была попытка отменить их, но не получилось...
Фейруз ИСАЕВ: И мы поднимали вопрос отказа от талонов. Молдова, быть может, единственная страна, где существуют литровые талоны на топливо. Они – источник злоупотреблений, суррогат денег, форма обналичивания, ухода от уплаты НДС и т.д.
Так почему LUKOIL-Moldova не откажется от талонов? Показали бы пример, к тому же, не все операторы рынка используют талоны...

Одной компании отказаться очень сложно, особенно когда клиенты, в частности, госорганизации, привыкли к ним. Мы все друг с другом связаны: если откажемся мы, клиенты уйдут к другим. Пока же ведем переговоры со всеми операторами, чтобы все вместе мы отказались от бумажных талонов. От них надо отказаться, но всем одновременно.

Какие конкретные предложения правительству готовы предложить операторы рынка? Насколько мы понимаем, правила игры на ближайшие годы правительство определяет своими силами.

Мы постоянно сотрудничаем с правительством и предоставляем всю информацию, которую они у нас запрашивают. Другими словами, мы участвуем в создании новых документов, призванных регулировать отрасль.

А если операторов рынка не устроят новые правила игры? Может ли это привести к саботажу, созданию искусственного дефицита топлива в стране?
Мы никогда не будем саботировать поставки; но будем продолжать отстаивать свою позицию.

3516

(0)

Добавление комментария